С первой минуты появления ребенка на свет родители начинают заботиться о его здоровье. Это естественно и заслуживает всяческого внимания. Но есть еще один вид воспитания, о котором часто забывают, хотя от него в значительной степени тоже зависит здоровье ребенка — это обучение малыша правилам поведения на дороге, правилам пользования транспортом.
Разумеется, знакомя с ними детей, надо учитывать их возраст, меру сообразительности и степень доступности того или иного правила. Идти следует от простого к сложному. Это основное условие успешного усвоения ребенком такого материала. Даже самому маленькому можно и нужно прививать элементарные правила поведения на улице и дороге: ни шагу на дорогу без взрослых, дорога предназначена только для машин, идешь с мамой за руку — не вырывайся, не сходи с тротуара. По мере того, как у ребенка повышается способность больше понимать и осмысливать, накапливать опыт ориентировки в окружающем, эти правила постепенно усложняются: уступи дорогу машине, через дорогу только шагом, играй только в стороне от дороги, не катайся на санках с горки в сторону дороги и т. д. К моменту поступления в школу ребенок способен усвоить уже довольно много и должен быть вполне «грамотным» пешеходом.
По-настоящему обучить ребенка дорожной азбуке, благодаря которой он будет разумно вести себя на улице — задача каждого родителя. Индивидуально занимаясь с ребенком, можно использовать и художественное слово, и рисунок, и диафильмы. И особенно большое значение приобретают прогулки взрослых с ребенком, их личный пример поведения на улице. Ни что не может дать столь благотворных результатов в воспитании юных пешеходов, как пример правильного поведения взрослых. Если мать или отец, идя по городу, на глазах у ребенка никогда не нарушит правил: пересекают перекрестки только при зеленом сигнале светофора, переходят улицы в положенном месте и т. п., то и он, видя все это, станет следовать их примеру. И наоборот, нарушение дорожных правил взрослыми может послужить ребенку дурным примером.
Для того чтобы обучение ребенка дорожной азбуке родители могли сделать увлекательным и наглядным, можно пользоваться различными пособиями, например набором красочных рисунков «Пешеходу-малышу» с легкомысленным слоненком, беззаботно погнавшимся на велосипеде за грузовиком, с говорливыми сороками, усевшимися поболтать на дороге, с лисой, решившей кататься на самокате там, где ходят пешеходы.
Большой популярностью у ребят пользуются альбомы для раскрашивания. Один из таких альбомов называется «Дорожная грамота». Рисунки объединены не только темой, но и связаны четким, увлекательным сюжетом. Отец дарит сыну педальный велосипед, и сын вместе с подружкой отправляется путешествовать по городу. О том, к чему приводит незнание ребятами правил и дорожных знаков, и рассказывается в книге-альбоме. «Дорожная грамота» — это настоящий учебник правил движения для самых маленьких, которые еще только учатся держать в руках цветные карандаши.
Интересен альбом «Еду, еду, еду». Он тоже предназначен для раскрашивания. Альбом рассказывает о путешествии игрушек по улицам, где они знакомятся с дорожными знаками, их значением. Дорожная азбука, поданная в игровой форме, вызывает у ребенка большой интерес.
С особенным увлечением ребенок играет, когда он «вооружен» теми атрибутами, которые сопутствуют той или иной выбранной роли. Он чувствует себя в такие минуты настоящим машинистом, капитаном, милиционером, шофером. Альбом, который называется «Мы едем, едем, едем» — это набор листов плотной бумаги, из которых предлагается самостоятельно вырезать и жезл регулировщика, и милицейскую фуражку, и дорожные знаки.
Издательства выпускают для детей и настольные игры которые знакомят с правилами уличного движения. Каждая такая игра преподносит детям материал по-своему, и не сухо, не назидательно, а в увлекательной форме. Настольные игры «Юные водители», «Красный, желтый, зеленый», «Говорящие знаки», «Светофор» — позволяют и проверить, и закрепить знание ребенком дорожной азбуки.
Проверять и в то же время закреплять знание ребенком правил можно с помощью игр «Мы едем по улицам», «Знаки на дорогах». Последняя представляет собой набор основных дорожных знаков и маленьких автомобилей. Игра открывает ребятам широкий простор для выдумки и творчества. Построив игрушечный город с улицами и перекрестками, расставив на них соответствующие знаки, они могут под руководством взрослых организовать увлекательную и полезную игру. Ребенок учится в ней ориентироваться на улице, быстро находить правильное решение в сложной ситуации. Ему становится более ясна и понятна согласованность и логика в действиях водителей и поведении пешеходов.
Уважаемые родители! Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей. Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах!