Первый раз в первый класс

(для родителей первоклассников)

Первое сентября… Практически у каждого человека с этим днем связаны волнующие и трогательные воспоминания. Кто-то воссоздает в памяти школьные годы как самые яркие и интересные моменты в жизни, а кто-то ни одного доброго слова в адрес школы не найдет. Но так или иначе, наступает день, когда ребенок первый раз переступает школьный порог. Рядом с ним – мамы и папы, бабушки и дедушки, которые волнуются не меньше своих чад. Как там наш? Как он себя чувствует? Сможет ли учиться? Как сложатся его взаимоотношения со сверстниками и учителями? На эти вопросы невозможно ответить однозначно, поскольку все зависит от того, каким ребенок пришел в первый класс. Начало обучения – это в некотором роде экзамен для всей семьи.

Психологическая готовность к школьному обучениюнеобходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Многие родители будущих первоклассников еще задолго до начала школьной жизни начинают подготовку своих детей. Считается, что ребенок, научившийся еще до школы писать, решать элементарные задачи, читать, является «школьно зрелым». А вот специалисты утверждают, что не это является залогом успехов в учебе. Многие дети хотят стать успешными учениками, однако не все хорошо подготовлены к выполнению новых обязанностей.

Готовность к школьному обучению предопределяет успех учебы, только если она сформирована и действует полностью как целостная структура. Она включает в себя следующие компоненты:

1. Физическая готовность подразумевает зрелость организма, общее физическое развитие и состояние здоровья: нормальный вес, рост, мышечный тонус, состояние зрения, слуха, нервной системы, сформированность общей и мелкой моторики – все в соответствии с возрастом. Специалисты утверждают, что в настоящее время, к сожалению, практически нет абсолютно здоровых детей. Поэтому при подготовке к школе первостепенное внимание нужно уделять укреплению здоровья ребенка, физическому развитию, закаливанию, соблюдению режима дня.

Школьное обучение предполагает достаточно большие нагрузки, поэтому периоды концентрации, внимания, работы, требующей известного напряжения, должны сменяться периодами активности, приносящими радость и отдых. Если ребенок не может полноценно проживать такие периоды телесной активности, то нагрузка, связанная с учебным процессом, и общее напряжение, появляющееся в процессе школьной жизни, не смогут найти полноценного противовеса. И могут сказаться на поведении ребенка, на устойчивости его нервной системы.

2. Интеллектуальная готовность включает в себя наличие у ребенка круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка). Если у ребенка не сформирован данный компонент, то у него могут возникнуть трудности в усвоении школьной программы.

3. Мотивационная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Сюда же входит и определенный уровень развития мотивационной сферы, т.е желания ребенка учиться. Такое желание появляется к концу дошкольного детства у большинства детей. Положение школьника выступает для него как ступенька к «взрослости», а учеба в школе – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением. Однако далеко не только возможность учиться привлекает детей, большой притягательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни: сидение за партами, звонки, перемены, отметки, владение портфелем, пеналом и т.п. Если у ребенка не сформированы учебные мотивы, то даже при наличии необходимого запаса знаний, высокого интеллектуального развития ему будет трудно в школе. Поэтому очень важно формировать у ребенка положительное отношение к школе. Причем необходимо давать информацию о школе так, чтобы эти сведения были не только поняты, но и прочувствованы, пережиты им.

4. Эмоционально-волевая готовность предполагает уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание, а также умение правильно реагировать и вести себя в конкретной школьной ситуации, т.е. переход от «хочу» к «надо».

Основными показателями эмоционально-волевой готовности будут:

1) самостоятельность;

2) темп работы;

3) владение доступными правилами поведения;

4) умение преодолевать посильные трудности;

5) умение доводить работу до конца;

6) умение правильно реагировать на оценку взрослыми выполненного задания;

7) умение самого ребенка проанализировать свою работу.

Несформированность эмоционально-волевого компонента может привести к трудностям в обучении, а у детей данного возраста чаще всего низкий самоконтроль, поэтому им необходима поддержка взрослого.

5. Социальная готовность предполагает формирование у ребенка качеств, благодаря которым он мог бы общаться с другими детьми, учителем, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений со сверстниками, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, согласовывать свои действия, подчиняться правилам и нормам. Данный компонент также предполагает развитие у ребенка потребности в общении. Если же данные качества у первоклассника не сформированы, это может привести к трудностям в общении с одноклассниками и как следствие непринятию ребенка классом, возникновению чувства отверженности и неудовлетворенности в общении, в признании сверстниками.

Таким образом, психологическая готовность явление сложное и многогранное, имеющее сложную структуру. Несформированность одного компонента этой структуры может негативно сказываться на успешности в обучении.

Родителям важно понимать, что психологическая готовность к школе – это индивидуальная характеристика, так как дети имеют разный темп психического развития. Отсутствие одного из параметров готовности вовсе не означает, что ребенок не сможет адаптироваться в школе. Родителям важно иметь объективную информацию о школьной зрелости будущего первоклассника для того, чтобы принимать грамотные решения относительно его учебы и оказывать ему необходимую помощь и поддержку в течение всего первого класса. При этом важно не «прятать» проблемы, которые могут появиться. Нельзя пропустить первые трудности, и по мере необходимости обязательно нужно обращаться за помощью к специалистам (врачам, педагогам, психологам).

Помните о том, что первый год школьной жизни – самый, пожалуй, трудный из всех предстоящих лет учения. Помогите ребенку пережить его без потерь в физическом, душевном, умственном здоровье! Не оставляйте ребенка наедине с его страхами и попытайтесь совместными усилиями сделать его учебу в школе приятной и плодотворной.