Пять шагов навстречу подростку.

Подростковый возраст — сложное для ребенка и его родителей время. В этот нелегкий период очень трудно найти общий язык с подростком. У него на все есть свое мнение, он грубит, часто нарушает правила, может врать, возможно, у него есть вредные привычки, иногда наблюдается повышенная агрессивность. В этот период родителям часто нелегко справляться со сложным поведением подростка, и тогда его начинают называть «трудным». У родителей появляется множество вопросов: как вести себя в сложных ситуациях? как стать для ребенка другом, а не командиром? как достучаться до «трудного» подростка? Психологи рекомендуют родителям при столкновении с трудным поведением применить методику «пяти шагов».

Первый шаг – выразить свои чувства на происходящее. Например: «Я злюсь…, я расстроена…, мне обидно..». Это позволяет выразить свои негативные переживания в необидной для ребенка форме. Говоря о себе, о своих чувствах родитель снимает с себя маску «воспитателя» и становится самим собой. Кроме того, когда мы открыты в выражении своих переживаний, и дети становятся искреннее в выражении своих. Подростки начинают чувствовать: взрослые им доверяют, значит, и им тоже можно верить.

Второй шаг – обозначить поведение подростка, вызывающее негативные чувства. Например: «Я злюсь, когда в мороз дети ходят без шапки, я начинаю переживать за их здоровье». Очень важно при разговоре с ребенком, не переходя на личность сделать акцент на его поведении.

Третий шаг – объяснить про последствия подобного поведения с помощью аргументов, а не оценок, рассказать про свой жизненный опыт. Например: «Мои подруги в твоем возрасте тоже любили ходить без шапки, и все это закончилось очень печально. Одна подруга заболела воспалением легких, а у другой открылся хронический отит. Они долго пролежали в больнице, и лишились всех новогодних торжеств». Важно ссылаться на те последствия, которые для подростка очень важны, значимы!

Четвертый шаг – понять истинные мотивы поведения подростка. Попробуйте предположить, почему он именно так поступает. Например: «Возможно, без головного убора девушка – подросток чувствует себя уверенней, красивей или, возможно, ей не нравиться шапка».

Пятый шаг — выяснив истинный мотив, предложите подростку варианты решения проблемы. Например: «Давай подберем тебе модную, красивую шапку, или купим куртку с капюшоном». Поверьте, варианты всегда можно найти. Предложите ребенку самому выбрать подходящий способ.

Общаясь без приказов или выговоров, проговаривая свои чувства, мы оставляем за подростками возможность самим принимать решение. И тогда они начинают учитывать наши желания и переживания. Помните, в любой сложившейся ситуации дети в первую очередь ждут от родителей понимания и поддержки.

Более глубокую консультацию педагога – психолога по вопросам общения с подростками и по другим вопросам, связанным с воспитанием детей, вы можете получить, записавшись на прием, по телефону 9-83-08.